Подводный мотоцикл держит глубину за счет дополнительного
маневрового двигателя. Стекла у аппарата плоские и за счет обдува не
запотевают. Мотоцикл обеспечивает хорошую видимость, в легко дышать. К
тому же он прост в управлении. Запас воздуха у Aqua Star хватате на 40
минут, а скорость его передвижения составляет 7 км/ч.
Двухместный подводный мотоцикл способен опускаться на глубину до 20
м. Его аккумулятор рассчитан на 2,5 часа работы. Вес двухместного Aqua
Star – 80 кг при длине 1,7 м.
В отличие от одноместной модели, представленной несколько лет назад,
аппарат набирает скорость плавно и легче удерживается на заданной
глубине. Двухместный подводный мотоцикл имеет два баллона по 12 литров.
Запаса воздуха хватает на 1 час 10 мин.
Братья Дмитрий и Тимофей Рябикины из города Ейска нам знакомы. В 2007 году они построили первый в нашей стране подводный мотоцикл Aqua Star, который по всем характеристикам и потребительским свойствам заткнул за пояс зарубежные аналоги.Напомним
вкратце, что в этом аппарате пловец располагается сидя, точно в седле
мотоцикла (и управляет машиной рулём, напоминающим мотоциклетный), а
его голова оказывается внутри небольшого водолазного колокола с
крупными прозрачными окнами. В этот своего рода шлем и подаётся воздух
из баллона.
|
В
2008 году Рябикины провели испытания своего одноместного мотоцикла в
Египте. Машина доказала свою пригодность для свободных подводных
полётов в реальных условиях (фотографии Дмитрия Рябикина). |
Рябикины не просто собрали
"на коленке" чудо-аппарат, но проявили сплав кулибинской
изобретательности и эдисоновской деловой хватки: нашли
единомышленников, собрали средства и поставили производство подводных
мотоциклов на поток.
Пусть выпуск
этот нельзя назвать массовым, необычный подводный снаряд действительно
стал серийным. И нашёл благодарных покупателей: ныне мотоциклы Aqua
Star успешно работают в Таиланде, а скоро появятся в Египте и Израиле.
Казалось
бы, можно почивать на лаврах. Но наши герои на такое не способны. Наш
аппарат – самый-самый? Хорошо, но это не повод останавливаться – нужно
сделать его ещё лучше!
К нынешнему времени созданная Дмитрием и Тимофеем компания Aqua Star
построила почти три десятка подводных мотоциклов (каждый отпускается
дилерам по цене $10 тысяч), а все вырученные деньги Рябикины потратили
на разработку и постройку следующей модели — двухместной.
|
Длина
Aqua Star 2 составляет 1,7 метра, высота – 1,4 м, а ширина 65 см.
Снимки сделаны на тестах машины в бассейне в Ейске (фотографии Дмитрия
Рябикина). |
И хотя по общему принципу
действия она сходна со своим одноместным предшественником – это просто
гигантский прыжок вперёд. Ведь с новым мотоциклом для путешествия в
подводный мир человеку вообще не нужно готовиться и чему-то обучаться –
садись пассажиром к опытному пилоту и вперёд! Нужен лишь короткий
инструктаж по технике безопасности.
Это
значит, что теперь на подводном мотоцикле могут кататься почти все –
подростки и взрослые, дедушки с бабушками. Лишь бы не было к
погружениям противопоказаний по здоровью. Дмитрий утверждает, что 90%
желающих могут побывать в гостях у красочных рыбок, сидя в пассажирском
седле Aqua Star 2 (простое и логичное название у новинки – вторая
модель фирмы и к тому же двухместная).
А
если человек хочет научиться управлять этим мотоциклом – нет проблем. В
случае одноместной модели приходилось бы объяснять всё только в теории,
а потом давать ученику возможность попрактиковаться под надзором
аквалангистов. С двухместным же аппаратом задача упрощается –
инструктор садится сзади и напрямую руководит действиями новичка.
|
Тимофей (слева) и Дмитрий Рябикины (фотография Дмитрия Рябикина). |
Да, внутри общего купола
наездники Aqua Star 2 могут спокойно общаться, и это очень ценно не
только с точки зрения обучения, но и безопасности. Скажем, пилот,
который ведёт мотоцикл на глубину, может корректировать темп спуска в
зависимости от самочувствия пассажира. Водитель аппарата может дать
своему напарнику дополнительное время для адаптации (продувки ушей, в
частности).
Больший размер колокола позволил разместить в нём и пару мини-аквалангов Spare Air (как аварийное средство спасения).
Большие
боковые окна Aqua Star 2 обеспечивают великолепный обзор. И поскольку
теперь туристу не нужно отвлекаться на управление машиной, он может
спокойно заняться фото— и видеосъёмкой.
Ранее
такое было возможно только на борту настоящей туристической подлодки,
весящей больше на порядок, стоящей безумных денег, более сложной, а
значит – куда менее удобной и практичной. Или вам приходилось бы
осваивать акваланг.
|
Спереди
и сзади в двухместной машине могут располагаться люди разного веса.
Наличие "толстого и тонкого" не приведёт к дисбалансу. Колокол в Aqua
Star 2 достаточно большой, чтобы обеспечивать хорошую "поплавковую"
устойчивость аппарата, дифферента не будет. И это – полезное свойство
мотоцикла, поскольку единственный инструктор может катать и мужчин и
женщин, и взрослых и детишек (фотографии Дмитрия Рябикина). |
Внешне напоминающий первую
модель "мотоцикл номер два" по многим характеристикам заметно её
обогнал. Два баллона по 12 литров позволяют пассажиру и пилоту Aqua
Star 2 находиться под водой до 1 часа 10 минут. Автомобильный
аккумулятор (75 Ач), который питает электромоторы машины, обеспечивает
ей 2 часа хода.
Рабочая глубина
погружения составляет 7-12 метров, предельная – 20 м. Вот только
скорость чуть упала: она теперь составляет 5 км/ч против 7 у
одноместного варианта.
Неудивительно,
что новая машина тяжелее и крупнее. Пустая она весит 40 кг, а с
баллонами и аккумулятором – все 80. Но зато Aqua Star 2 набирает
скорость более плавно, чем Aqua Star 1, и легче удерживается на
заданной глубине.
Кстати, а как
удерживается? Для первоначального погружения машина заполняет водой
балластную цистерну, словно подлодка. Так создаётся отрицательная
плавучесть, однако совсем небольшая, близкая к нулевой.
У
пилота имеется руль, которым он меняет направление движения. На руле
находятся пара приборов (манометр и глубиномер) и пара кнопок, которые
управляют двумя электромоторами с водомётами аппарата. Кнопка справа
отвечает за движение вперёд, а кнопка слева – удерживает машину на
заданной глубине.
Балластная
цистерна у второй модели существенно объёмнее, чем у первой. Так что
при экстренном всплытии можно обеспечить более быстрый подъём.
|
Серийный Aqua Star 2 будет стоить для дистрибьюторов $20 тысяч (иллюстрация Дмитрия Рябикина). |
Вообще же, несмотря на
рост габаритов, Aqua Star 2 остался верен идеологии, изначально
заложенной в проект подводного мотоцикла, – на первом месте надёжность
и послушность в управлении. Именно это позволяет надеяться, что вторая
"звезда" станет настоящей звездой курортов.
Кстати,
о них. Осенью 2007-го братья строили планы по открытию в 2008-м проката
Aqua Star в Геленджике. Не сложилось. Лето прошлого года Рябикины
потратили на тесты мотоцикла в Египте (и не зря – фактически ребята
вышли на международную арену), но летом 2009-го, стучим по дереву,
прокат на Черноморском побережье заработает.
А
что насчёт других обещаний? Одним из них было создание двухместного
Aqua Star. Оно, как видим, выполнено. Ещё Рябикины намеревались
"вывести в люди" закрытую двухместную мини-подлодку — "Морской ангел".
Что с ней?
Как рассказал нам
Дмитрий, пресловутый кризис лишь затормозил этот проект, но не
остановил. Работы над "ангелом" идут вовсю, и есть хороший шанс, что на
испытания этот аппарат выйдет уже в нынешнем году.
Мы
можем лишь порадоваться за наших соотечественников, которые продолжают
свою работу, не сетуя на экономический коллапс. Да, финансы,
организация, коммерция – вопросы, отнимающие нынче сил. Но главное –
есть светлая идея. Есть замечательная мечта подарить подводный мир как
можно большему числу людей. Энтузиасты дайвинга Рябикины упорно идут к
её реализации — пожелаем им удачи!
В компании также ведется разработка подводного аппарата сухого типа
Aqua Angel, который предназначен для туристических прогулок. Его
глубина погружения до 20 метров. Аппарат будет снабжен 5 двигателями ,
которые позволяют ему легко перемещаться под водой во всех
направлениях. Управление аппарата будет осуществляться с помощью
дублированного джойстика, так что пассажир при благоприятных
обстоятельствах тоже может пилотировать аппарат. В перспективе компании
- создание многоместных туристических аппаратов.